|
|
Завершился зональный этап конкурса прфмастерства
|
22 февраля 2011 года стартовал зональный этап конкурса профессионального мастерства "Учитель года Самарской области - 2011". Оригинальность педагогических идей, их научную обоснованность, глубину и системность в разработке проблем обучения, практическую значимость педагогического опыта для системы школьного образования представляли на зональном этапе Конкурса замечательные педагоги, победители окружных этапов "Учитель года-2011": Царьков С.И., учитель физической культуры МОУ Хилковской СОШ Красноярского района; Гордеева М.М., учитель географии МОУ Мирновской СОШ Красноярского района; Доронина В.В., учитель русского языка и литературы МОУ Кошкинской СОШ Красноярского района; Гордеева Л.Е., учитель информатики и ИКТ ОУ СОШ N10 г. Сызрани; Дубкова Н.Н., учитель начальных классов МОУ Белозерской СОШ Красноярского района; Куртяник М.А., учитель русского языка и литературы ОУ СОШ N19 г. Сызрани; Алексеева И.В., учитель истории и обществознания ОУ Варламовской СОШ "Образовательный центр"; Зимина А.И., учитель русского языка и литературы ОУ СОШ N14 г. Сызрани; Лашкина Т.Н, учитель биологии ОУ СОШ N4 г. Сызрани; Протопопова И.Н., учитель географии ОУ СОШ N38 г. Сызрани; Ткаченко О. В., учитель английского языка НОУ СОШ "ЛАДА"; Полтева В.В., учитель технологии МОУ СОШ п. Луначарский м.р. Ставропольский; Лисунова Г. В., учитель математики НОУ СОШ "ЛАДА"; Ефимова Л. В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ N14 г.о. Жигулевск.
Оценку конкурсантам, их умению организовать учебный процесс давало компетентное жюри: Игошин Г.П., начальник отдела развития образования Центрального управления; Филиппов А.И., директор НОУ СОШ "ЛАДА"; Борзаков Д. В., заместитель директора по ВР МОУ СОШ села Тимофеевка, Арабчикова Е. Н., директор МОУ Новобуянской СОШ Красноярского района, Коновалов А. В., начальник отдела развития образования Северо-Западного управления, Петрукович Г. Г., начальник отдела организации образования Северо- Западного управления, Эппле Л. П., директор ГОУ ДПО ЦПК "Ресурсный центр г.о. Сызрань Самарской области", Ульянова Н. В., руководитель социально-педагогического профиля ГОУ СПО Губернского колледжа г. Сызрани, Токарева С. А., начальник отдела инспектирования и кадровой политики Западного управления.
…Страсти закипели, конкурс начался. Три управления, три округа и три различных подхода к современному педагогическому процессу. Урок физкультуры, единственный по данному предмету, наполнен упражнениями на все виды мышц, на дыхание, на укрепление осанки. Девиз работы Сергея Ивановича Царькова - "Россия, вперед!". В этот раз он предложил ребятам различные техники ведения мяча при игре в баскетбол.
На уроке биологии, также единственном по предметности, Лашкина Т.Н. определила цель - творческое развитие ребенка, а также развитие универсальных учебных действий. Метапредметный подход заключался в переходе от знаниевой парадигмы к развитию личности ребенка. Учитель в данном случае выступал лишь как помощник, координатор действий учащихся. Поэтому были использованы фронтальный опрос и групповая форма работы, что позволило ученикам самим определить понятия экологической среды, фактора обитания, составить коллаж.
Занятия по русскому языку поражали разнообразием используемых методик. Для подготовки к сочинению-описанию внешности человека Доронина В.В. применила такую форму работы, как групповая, разделив учащихся на четыре команды-"редакции", где каждый из "журналистов" имел возможность поработать с раздаточным материалом, высказать свою точку зрения на основе прочитанного текста, сложить пословицы и, конечно же, совершить первый "журналистский подвиг" - описать своего одноклассника по предложенному алгоритму.
Одно дело, взрослые ученики, и совсем другое - малыши, у которых еще только происходит формирование определенных навыков. Для своего занятия Дубкова Н.Н. выбрала тему "Склонение имен прилагательных". Для повышения мотивации детей в ходе урока была проведена минутка чистописания, словарная работа со снежинкой; были использованы упражнения на внимание ("узнай голоса птиц"), развитие межпредметных связей ("окружающий мир", "чтение" - стихотворения русских поэтов о зиме). С помощью раздаточного материала, фронтального опроса, работы в группах у учащихся были сформированы навыки склонения прилагательных.
Зимина А.А. предложила ученикам совершить экскурсию в гончарную мастерскую. Основная идея педагога - воспитать духовно-нравственную развитую личность. Большое внимание уделяет учитель культуроведческому подходу. "Незабудковая гжель" - столь поэтичное название явилось фактором, определяющим межпредметность и интегрированность (русский язык, литература, обществознание). С помощью раздаточного материала и яркой содержательной презентации ученики продемонстрировали навыки пересказа текста, знания пунктуации и орфографии, умения логически объяснить фразы, описать изделие, что и являлось целью урока.
Ефимова Л.В. отошла от привычной формы ведения урока. Ее занятие по теме "Имена собственные и нарицательные" было построено в форме своеобразного соревнования. Каждая группа учащихся при фронтальном опросе и работе с интерактивной доской получала знаки отличия - снежинки. Межпредметность заключалась в органическом сочетании с предметами: "окружающий мир", "история".
Основная цель современного образования начальной школы - переход к стандартам второго поколения. Куртяник М.А. на занятии "Принимаем сигналы предложения" показала использование новейших методик обучения вдумчивому чтению. Текст - это не просто набор предложений и слов. Каждое слово - знак, имеющий определенную ассоциативную и смысловую нагрузку. Умение научиться читать текст приведет не только к "вычерпыванию" смысла, но и к формированию умения определять главное в информации любой направленности - считает учитель.
В этот раз на "сцене педагогического таланта" выступили и географы, выбрав для своих занятий одну и ту же тему "Южная Америка". Гордеева М.М. провела урок обобщающего повторения по следующей схеме работы: 1. индивид, 2. группа 3. учитель. Знания учеников здесь поставлены во главу угла, а работа в группах позволила ликвидировать проблемы в знаниях.
Протопопова И.Н. подошла к поставленной задаче творчески, предложив детям создать свой журнал (групповая работа "по отделам редакции"). Работа педагога строится на принципе трех Д: деятельность, диалог, доверие. Учащиеся не только отвечали на поставленные вопросы, но и формировали умение находить крайние точки материка, определять уникальность Южной Америки исходя из различных факторов (географическое положение, климат и т.д.) Развитие творческого начала личности - основная задача современного педагога. Дети составили свой географический журнал, и, возможно, кто-то из них продолжит начатое исследование.
На уроке информатики Гордеева Л.Е вместе с детьми создала в графическом редакторе GIMP анимированную надпись. В век компьютеризации важно уметь пользоваться различными программами, работать в сети Интернет. Возможности редактора не только формируют навыки работы на компьютере, но и дают шанс сделать нашу жизнь немного ярче!
Урок Лисуновой Г.В. "Геометрический смысл производной" направлен на отработку задания ЕГЭ В8. Казалось бы, как могут пригодиться подобные знания в современной жизни? Работа по схеме: учитель - ученик+учитель - ученик дает ребятам возможность развития логического мышления, формирования навыков работы по алгоритму. Галина Валерьевна признается: "Работа в спортивной школе заставляет искать новые методы преподавания и способы мотивации учеников. Это сложно, но, с другой стороны, такой темп работы заставляет двигаться только вперед. Участие в конкурсе - это не только возможность показать себя, но и перенять ценный опыт других педагогов".
Отличался по форме работы с детьми урок Алексеевой И.В. "Социальный статус личности". С помощью диалога с учениками, элементов фронтального опроса Ирине Викторовне удалось подвести детей к понятиям статуса личности, ее роли в социуме.
Полтева В.В. провела урок технологии "Методика изготовления изделий из бумажных салфеток". Виктория Владимировна считает, что творческие порывы детей нельзя ограничивать. Сделанные собственными руками гвоздики позволили детям приобщиться к миру прекрасного, природы и труда…
На уроке английского языка дети оказались в магическом городе. Ткаченко О.В. поставила задачу сформировать у детей навыки владения разговорным английским, умения определять направления движения и найти дорогу по карте. В игровой форме, в форме групповой работы практиковалось усвоение новой лексики, ее применение в жизненных ситуациях.
Классные часы
Увидеть в каждом маленького принца:
Любить его таким, каков он есть.
И вместе с ним стремиться к совершенству -
Призвание Учителя и честь.
Эти слова как нельзя лучше отражают тематику проведенных педагогами классных часов. "Личностями не рождаются, ими становятся". Педагоги обсуждали с детьми, что такое личность, какими качествами должен обладать человек изначально и что он должен приобрести в процессе становления, чтобы стать настоящей личностью. "Человек, как звезда, рождается, чтобы ярче стала Вселенная". Каждый человек - сосуд, который наполняет жизнь. И то, какими мы станем, зависит только от нас.
"Взаимоотношение родителей и детей". В чем причина возникающих конфликтов? Понимаем ли мы своих родителей? Как найти компромисс в трудной ситуации? Напишите письма с пожеланиями своим родителям, которые вы получите через двадцать лет от своих детей. Нужно быть внимательными друг к другу и любить друг друга.
"Без памяти нет истории" - человек без памяти не помнит своих корней. Человек, не имеющий корней, не имеет истории. Постройте генеалогическое древо своей семьи - так важно знать и почитать память своих предков.
"Иду дорогою добра". В современном мире происходит подмена ценностей. Зло становится обаятельным, а добро считается глупостью. Нужно верить в добро, развивать в себе стремление помочь другим, не проходить мимо несчастья и горя.
…Учитель года - педагог - мастер. Он хорошо знает предмет, владеет приёмами преподавания, методами педагогического воздействия, приёмами работы с коллективом детей и отдельными учениками. Лауреаты зонального этапа - Лисунова Г.В., учитель математики НОУ СОШ "ЛАДА", Куртяник М.А., учитель русского языка и литературы ОУ СОШ N19 г. Сызрани, Протопопова И.Н., учитель географии ОУ СОШ N38 г. Сызрани, - показали, что они являются настоящими мастерами своего дела. Но как бы хорошо учитель ни знал материал, как бы великолепно ни объяснял, если у него нет сердца, терпения, любви к детям, мастером он не станет. Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет. "Цель настоящего педагога - зажечь звездочку ребенка, помочь ему учиться. И пока учитель стремится к повышению мотивации ученика, к научению, его роль будет бесценной!", - подвёл итоги конкурса Игошин Г.П., руководитель отдела образования Центрального управления.
Еще один этап конкурса пройден. Потрачено немало сил, времени. Учитель года - это учитель, который сможет выдержать всю нервозность конкурса, при этом не потеряет своих умений (от волнения), сумеет быть невозмутимым даже тогда, когда его оценивают настоящие мастера.
Впереди еще одна ступень к вершине. Пожелаем удачи нашим лауреатам!
Саламатова Екатерина,
методист ГОУ ДПО ЦПК "Ресурсный центр г.о.Жигулевск Самарской области"
|
|
|