|
Постановление Правительства РФ от 28 августа 1997 г. N 1117
"Об утверждении Типового положения об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, и внесении изменений в Типовое положение
|
Постановление Правительства РФ от 28 августа 1997 г. N 1117
"Об утверждении Типового положения об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, и внесении изменений в Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате и Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
(с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля 2005 г., 10 марта 2009 г.)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Типовое положение об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.
2. В абзаце втором пункта 1 Типового положения об общеобразовательной школе-интернате, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 612 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 28, ст.2671), исключить слова: "санаторно-лесных школ, санаторных школ-интернатов".
3. В пункте 1 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 676 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 28, ст.2693), исключить абзац шестой.
Типовое положение
об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении
(утв. постановлением Правительства РФ от 28 августа 1997 г. N 1117)
(с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля 2005 г., 10 марта 2009 г.)
I. Общие положения
1. Настоящее Типовое положение регулирует образовательную, финансово-хозяйственную, реабилитационную и лечебно-оздоровительную деятельность оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.
Настоящее Положение является типовым для государственных и муниципальных оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении (санаторных школ-интернатов, санаторно-лесных школ, санаторных детских домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Для оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, иной организационно-правовой формы настоящее Типовое положение выполняет функции примерного.
На основе настоящего Типового положения оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении (далее именуется - учреждение), разрабатывает свой устав.
2. Учреждение создается в целях оказания помощи семье в воспитании и получении образования, обеспечения проведения реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни в обществе, социальной защиты и разностороннего развития детей, нуждающихся в длительном лечении.
3. Деятельность учреждения осуществляется на принципах демократии и гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, автономности и светского характера образования.
4. Учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность перед органами государственной власти, органами местного самоуправления, обучающимися и их родителями (законными представителями) за реализацию конституционного права граждан на получение бесплатного образования, качество образования и его соответствие государственным образовательным стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса, реабилитационной и лечебно-оздоровительной работы возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам, требованиям охраны жизни и здоровья детей.
5. Учреждение в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, настоящим Типовым положением.
II. Организация деятельности учреждения
6. Учреждение создается учредителем (учредителями) при наличии необходимых условий для обучения, воспитания, лечения и проживания детей и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
7. Порядок открытия, реорганизации и ликвидации учреждения определяется законодательством Российской Федерации.
8. Статус учредителя (учредителей) определяет организационно-правовую форму учреждения.
Учредителями государственного учреждения могут быть федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Учредителями муниципального учреждения являются органы местного самоуправления.
Допускается совместное учредительство учреждения.
Учредительными документами учреждения являются решение о его создании или договор учредителей, а также устав учреждения.
Передача государственного учреждения в ведение органов местного самоуправления допускается только с согласия этих органов.
9. Отношения между учредителем (учредителями) и учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10. Права юридического лица в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности, направленной на подготовку образовательного процесса, возникают у учреждения с момента его регистрации. Как юридическое лицо оно имеет устав, закрепленное за ним имущество, расчетный и другие счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием.
11. Право на ведение образовательной деятельности и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, возникают у учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
12. Учреждение проходит государственную аккредитацию и аттестацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании".
13. Учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе участвовать в образовании объединений в форме ассоциаций и союзов.
14. Количество классов в учреждении определяется в зависимости от санитарных норм и условий, необходимых для осуществления образовательного процесса и лечебно-оздоровительной работы.
При наличии соответствующих санитарно-гигиенических условий в учреждении могут открываться группы для детей дошкольного возраста. Работа в них осуществляется в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении.
15. В городском учреждении предельная наполняемость классов не должна превышать 20 человек, а воспитательных групп - 10, в сельских учреждениях - соответственно 15 и 7 человек.
При наличии необходимых условий и средств (в том числе внебюджетных) возможно комплектование классов и воспитательных групп с меньшей наполняемостью.
При проведении занятий в 4-11 классах по иностранному языку, в 5-11 классах по трудовому обучению, в 10-11 классах по информатике, вычислительной технике, физике и химии (во время практических занятий), в 1-11 классах по лечебной физической культуре, в бассейне допускается деление класса на две группы.
При наличии необходимых условий и средств (в том числе внебюджетных) возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью, а также 13 классов при изучении иностранного языка.
III. Образовательный процесс
16. Учреждение реализует образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Образовательный процесс в учреждении осуществляется на основе учебного плана, разрабатываемого и утверждаемого учреждением самостоятельно, и регламентируется расписанием занятий, составляемым с учетом лечебно-охранительного режима, предусматривающего проведение комплекса профилактических и лечебных мероприятий с детьми.
17. Режим дня, обеспечивающий научно обоснованное сочетание обучения, труда, лечения и отдыха, составляется с учетом продолжительности пребывания детей в учреждении.
Продолжительность каникул устанавливается в течение учебного года не менее 36 календарных дней, летом - не менее 10 недель.
Для обучающихся в первом классе в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы.
18. Трудовое воспитание детей осуществляется на основе соединения обучения с приобретением трудовых навыков с учетом медицинских показаний и рекомендаций врачей-специалистов учреждения.
19. В учреждении могут создаваться различные клубы, секции, кружки, студии и другие объединения по интересам.
20. В соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать платные дополнительные образовательные услуги за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов.
IV. Участники учебно-воспитательного процесса, работники учреждения, их права и обязанности
21. Участниками учебно-воспитательного процесса в учреждении являются дети, педагогические и медицинские работники, родители (законные представители).
22. Направление детей в учреждение осуществляется органами управления образованием в порядке, установленном Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, при согласии родителей (законных представителей).
Прием детей в учреждение осуществляется в порядке, определяемом его уставом.
23. Зачисление детей в учреждение производится по заявлению родителей (законных представителей), а в отдельных случаях - по решению органов опеки и попечительства, муниципальных органов управления образованием в соответствии с заключением клинико-экспертной комиссии амбулаторно-поликлинического учреждения или комиссии противотуберкулезного диспансера по месту жительства ребенка на основании документов, перечень которых определяется уставом учреждения.
24. Срок пребывания детей в учреждении зависит от медицинских показаний по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Конкретные сроки пребывания детей в учреждении определяются врачами-специалистами данного учреждения.
25. Плата за содержание детей в учреждении с родителей (законных представителей) не взимается.
26. При поступлении в учреждение дети должны иметь необходимый комплект одежды и обуви, указанный в путевке (направлении), выданной соответствующим органом управления образованием.
27. Администрация учреждения при поступлении детей в учреждение обязана ознакомить родителей (законных представителей) с уставом данного учреждения.
28. Права и обязанности детей, их родителей (законных представителей) определяются уставом учреждения и иными, предусмотренными этим уставом актами.
29. Порядок комплектования работниками учреждения регламентируется его уставом. Для работников учреждения работодателем является администрация данного учреждения.
На педагогическую и медицинскую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую и медицинскую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании.
30. Отношения работника и администрации учреждения регулируются трудовым договором (контрактом), условия которого не могут противоречить трудовому законодательству Российской Федерации.
Срок действия трудового договора (контракта) определяется работником и работодателем при его заключении.
31. Работники учреждения имеют право на участие в управлении учреждением в порядке, определяемом уставом учреждения, а также на защиту своей профессиональной чести и достоинства.
32. Права и обязанности работников учреждения, а также предоставляемые им социальные гарантии и льготы определяются законодательством Российской Федерации, настоящим Типовым положением, уставом учреждения, правилами внутреннего распорядка, квалификационными характеристиками работников образовательных учреждений и учреждений здравоохранения.
33. Психологическую реабилитацию детей, консультативную и психопрофилактическую работу с педагогическими и медицинскими работниками, родителями (законными представителями) в учреждении осуществляет педагог-психолог.
34. Медицинские работники доводят до сведения педагогических работников результаты углубленных осмотров детей, дают рекомендации по их медико-педагогической реабилитации; совместно с педагогами решают вопросы выбора профилей трудовой подготовки и профориентации детей, их участия в трудовой деятельности.
35. Медицинские работники совместно с педагогом-психологом оказывают помощь педагогическим работникам в организации индивидуального и дифференцированного подхода к детям при осуществлении образовательного процесса с учетом особенностей их развития и состояния здоровья, в выполнении медико-психологических рекомендаций; ведут просветительскую работу среди детей, родителей (законных представителей), педагогических работников по ознакомлению с санитарно-гигиеническим режимом учреждения, особенностями медицинской реабилитации, формирования у детей навыков здорового образа жизни.
V. Организация лечебно-оздоровительной работы
36. Лечебно-оздоровительные, реабилитационные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия, направленные на оздоровление детей, осуществляются в учреждении штатными медицинскими или закрепленными за учреждением органами здравоохранения медицинскими работниками, а также педагогическими работниками учреждения.
В своей работе медицинские работники руководствуются соответствующими нормативными и методическими материалами органов здравоохранения.
37. Под руководством врачей-специалистов в учреждении проводятся лечебно-оздоровительные и реабилитационные мероприятия, направленные на профилактику рецидивов болезни и улучшение здоровья детей.
Учреждение помимо осуществления медико-оздоровительных программ и гарантированного объема бесплатной медицинской помощи может оказывать в установленном порядке дополнительно платные лечебные услуги.
Занятия по лечебной физкультуре проводятся инструктором лечебной физкультуры или преподавателем, имеющим соответствующую подготовку.
38. Режим дня устанавливается с учетом максимального пребывания детей на воздухе, где предусматривается проведение уроков и внеклассных мероприятий, большой перемены и дневной сон.
Принятие процедур, определенных курсом лечения, планируется для каждого ребенка индивидуально при условии согласования с расписанием занятий.
В целях охраны здоровья детей в период проведения лечения медицинские работники могут рекомендовать детям со сниженной работоспособностью щадящий режим с предоставлением дополнительных дней отдыха в течение недели, а также выделение одного дня в неделю на проведение занятий физической культурой, спортивных мероприятий на воздухе, прогулок, походов, посещение выставок.
39. В учреждении на каждого ребенка заводится медицинская карта, выписка из которой выдается родителям (законным представителям) по окончании срока пребывания ребенка в учреждении.
40. Контроль за организацией и проведением комплекса реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий в учреждении осуществляется органами управления здравоохранением по месту нахождения данного учреждения.
Органы управления здравоохранением оказывают помощь учреждению в укомплектовании его штата медицинским персоналом, повышении квалификации медицинских работников, привлечении научно-исследовательских и медицинских институтов для оказания консультативной помощи и во внедрении современных методов лечебно-оздоровительной работы.
VI. Управление учреждением
41. Управление учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом учреждения.
42. Управление учреждением осуществляется на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления учреждения являются совет учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и др. Порядок выборов органов самоуправления учреждения и их компетенция определяются его уставом.
43. Непосредственное руководство учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор.
Найм (прием) на работу директора государственного учреждения осуществляется в порядке, определяемом уставом учреждения, и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
44. Директор учреждения несет ответственность за исполнение своих функциональных обязанностей, предусмотренных квалификационными требованиями, трудовым договором (контрактом) и уставом учреждения.
VII. Имущество и средства учреждения
45. Собственник имущества (уполномоченный им орган) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, закрепляет имущество за учреждением.
Земельные участки закрепляются за учреждением в постоянное (бессрочное) пользование.
Объекты собственности, закрепленные за учреждением, находятся в его оперативном управлении.
Учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в соответствии с назначением имущества, уставом, законодательством Российской Федерации.
Изъятие и (или) отчуждение имущества, закрепленного за учреждением, допускается только в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
46. Учреждение в соответствии с установленными нормативами должно иметь необходимые помещения, сооружения для организации образовательного процесса, лечебно-оздоровительной работы, трудового обучения, быта и отдыха обучающихся.
Оснащение, монтаж и установка медицинского оборудования, контроль за его эксплуатацией и ремонт проводятся по договорам организациями, имеющими государственную лицензию на выполнение этих работ.
47. Учреждение несет ответственность перед собственником имущества (уполномоченным им органом) за сохранность и эффективное использование имущества. Контроль за деятельностью учреждения в этой области осуществляется собственником имущества (уполномоченным им органом).
48. Деятельность учреждения финансируется его учредителем (учредителями) в соответствии с договором между ними.
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются:
собственные средства учредителя (учредителей);
бюджетные и внебюджетные средства;
имущество, закрепленное за учреждением собственником имущества (уполномоченным им органом);
кредиты банков и других кредитных организаций;
средства спонсоров; добровольные пожертвования физических и юридических лиц и другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Финансирование учреждения осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов в расчете на одного ребенка в зависимости от вида учреждения.
Привлечение учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования из бюджета учредителя (учредителей).
49. Учреждение вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность и распоряжаться доходами от этой деятельности в соответствии со своим уставом и с законодательством Российской Федерации, регулирующим предпринимательскую деятельность.
50. Учреждение устанавливает заработную плату работников в зависимости от их квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), структуру управления деятельностью учреждения, штатное расписание, распределение должностных обязанностей.
51. Учреждение может осуществлять международное сотрудничество и внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 52. При ликвидации учреждения учитываемые на отдельном балансе доходы, полученные от предпринимательской деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество за вычетом платежей, связанных с выполнением обязательств, направляются на развитие образования в соответствии с уставом учреждения.
Председатель Правительства
Российской Федерации
|
В. Черномырдин
|
|